Тема моего практико-значимого проекта:
«Методы стимулирования интереса к занятиям у младших школьников в условиях УДО».
Цель работы: определить степень заинтересованности к занятиям в объединении дополнительного образования и описать условия развития интереса к данным занятиям у младших школьников.
Гипотеза исследования: если на занятиях в учреждении дополнительного образования систематически использовать методы стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха, соревнование, поиск нестандартных решений и т.д.), то уровень интереса к занятиям у младших школьников повысится.
Исходя из этого, объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в условиях УДО.
Предмет исследования: педагогические условия развития у учащихся интереса к занятиям в условиях ДУДО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- уточнить понятие интереса, методов стимулирования в процессе занятий;
- проверить на практике эффективность методов стимулирования в целях развития интереса к занятиям в учреждении дополнительного образования.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования.
Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей действительности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности[1]. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Выготский Л.С. писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями»[2]. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Оценка широты или узости интереса, в конечном счете, определяется его содержательностью и значимостью для личности.
По предметной направленности интересов и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.
Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуется объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.
Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных в системе дополнительного образования.
Методы стимулирования познавательного интереса в условиях УДО.
Издавна известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный. Хотя и не новый метод стимулирования – соревнование. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием самой личности ученика, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.[3]
Метод соревнования основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенные стимулы для повышения эффективности учебного процесса.
Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.[4]
Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования; составляется программа; разрабатываются критерии оценок; создаются условия для проведения соревнования; подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным. Механизм поведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.
Похвала является эффективным и распространенным методом стимулирования. Но она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться «медвежьей услугой» или быть не педагогичной.
Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано ребенку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуаций успеха. Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения.
Методы стимулирования при правильном использовании дают очень мощный эффект. Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п. В системе дополнительного образования, где у детей есть возможность не только получить знания, умения и навыки, но возможность реализовывать себя в какой-либо сфере деятельности, необходимы более действенные методы стимулирования, а не ограничиваться одобрительными фразами. Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся, вызывает те или иные мотивы и развивает их.
Особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления[5].
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В этот период он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая – вот что возбуждает его деятельность. Он уже не мистик и мечтатель. Он – реалист.
Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.
В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.
Ребенок обычно переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. Поэтому очень важно определить для каждого учащегося зону ближайшего развития и исходя из его склонностей и способностей, создавать ситуацию успеха и поддерживать её словами одобрения, похвалы, поощрения. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Краткая характеристика группы, итоги констатирующего этапа исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы Коломенского района. В эксперименте участвовали дети 6 – 9 лет, обучающиеся в цирковом объединении «Улыбка». Группа состояла из 16 человек, обучающаяся в данном объединении второй год. Занятия проводились 3 раза в неделю по два часа по утвержденной дополнительной образовательной программе «Цирковое искусство».
Эксперимент проводился в три этапа:
Констатирующий этап (октябрь 2010г.) – первичный «срез» уровня проявляемого интереса к занятиям в системе дополнительного образования при помощи анкетирования, предварительной диагностики и анализа полученных результатов.
Формирующий этап (октябрь 2010г – апрель 2011г.) – проведение занятий с использованием методов стимулирования: соревнование, поощрение, создание ситуаций успеха, игровых ситуаций.
Итоговый этап (май 2011г.) – повторный «срез» уровня проявляемого интереса к занятиям в системе дополнительного образования при помощи анкетирования, итоговой диагностики, анализа полученных результатов и метода наблюдения.
На констатирующем этапе эксперимента, который проводился в октябре 2010 года, для выявления степени проявляемого интереса к занятиям, детям было предложено ответить на вопросы именных закрытых анкет (приложение 1 и приложение 2). Анкетирование проводилось с разницей в три недели, вопросы анкет перекликались специально для получения большей объективности, баллы, полученные в результате ответов на обе анкеты, складывались.
16 – 18 баллов – высокий уровень заинтересованности к занятиям. У таких детей есть познавательный мотив, стремление более успешно выполнять все требования педагога.
11 – 15 баллов – средний уровень заинтересованности к занятиям. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
7 – 10 баллов – низкий уровень заинтересованности к занятиям. Эти дети посещают занятия неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами, играми.
После обработки результатов анкет мы получили данные, что высокий уровень интереса имеют трое детей, средний уровень у восьми учеников и низкий – у пяти (рис. 1).
Рис. 1.
В конце октября проводилась предварительная диагностика, результаты указаны в таблице (приложение 3).
Диагностика показателя «Знания, умения, навыки» проводились методами тестирования, контрольных занятий, самостоятельных работ, наблюдения за результатами деятельности и др.
Диагностику показателя «Мотивация к занятиям» проводилась методом анкетирования.
Диагностику показателей «Творческая активность» проводилась методом наблюдения. Баллы выставлялись согласно приложению 5.
Формирующий этап эксперимента.
Применение элементов личностно-ориентированных технологий дает возможность более эффективно выстроить деятельность по формированию у детей интереса к обучению. В связи с этим на формирующем этапе для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, который основывается на характеристиках, присущих данному воспитаннику и гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Помимо этого для разделения по уровням способностей детей была введена внутригрупповая дифференциация. Это позволяло каждому ребенку чувствовать себя успешным, выстроить личную траекторию развития
Большую роль в формировании интереса к обучению играет создание ситуации успеха, так как без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие победы. Данный метод реализовывался через применение следующих приемов:
- Ведение Книжки личных достижений, в которой отражаются приобретенные ребенком умения и навыки, участие и победы в конкурсах разных уровней, выставляются зачеты по разделам и темам программы.
- Участие в групповых номерах. На определённом этапе освоения материала, воспитанники имеют возможность, при наличии начального уровня умений, проявить себя в массовых и групповых номерах.
- Создание сольного номера. Если воспитанник обладает достаточно высоким уровнем навыков и умений, педагог работает вместе с ним над созданием сольного номера.
- Внутриколлективные конкурсы мастерства (конкурсы пантомимы и клоунады, конкурс «Артист года»). К этим конкурсам учащиеся готовятся самостоятельно, а руководитель оказывает консультативную помощь в подборе музыки и трюков.
- Беседы с родителями об успехах и достижениях их детей. В младшем школьном возрасте авторитет родителей достаточно велик, поэтому ребёнку важно знать, что родители гордятся его успехами.
- Выступления руководителя на классных часах в школе, где обучаются воспитанники. Объявление благодарностей, вручение дипломов в присутствии одноклассников, вызывает уважение окружающих, повышает самооценку воспитанника, способствует его социализации.
Ян Коменский призывал сделать труд учащегося источником умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Итоги заключительного этапа эксперимента.
На итоговом этапе эксперимента, который проводился в мае 2011 года, было проведено повторное анкетирование. После обработки результатов мы выявили следующее: у семи детей высокая степень интереса, еще у семи – средняя степень и у двух – низкая (рис. 2).
Рис. 2.
Сравним результат контрольного и итогового этапа. В группе повысился интерес к занятиям, так как высокий уровень интереса вырос на четырех детей, средний уровень составил семь, а низкий уровень уменьшился на три ученика.
На протяжении всего эксперимента также велось наблюдение за детьми. В процессе наблюдения было выявлено следующее: учащиеся группы не пропускали занятия без уважительной причины, занятия проходили более эмоционально, дети с интересом работали на протяжении всего эксперимента, легко шли на контакт и с удовольствием выполняли домашнее задание.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию интереса младших школьников к занятиям в объединении дополнительного образования на основе методов стимулирования дала положительный результат.
Вывод: уровень интереса к занятиям в системе дополнительного образования находится в прямопропорциональной зависимости от методов стимулирования.
В результате этого мы можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась.
Стимулирующие методы обучения положительно влияют на развитие интереса к обучению. Это видно по итоговому «срезу» знаний, по тому с каким увлечением ребята работали на протяжении эксперимента. Достигнутые ими результаты значительнее, чем в предыдущий год.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать стимул радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие сценические костюмы и интересный реквизит, включение в процесс обучения игры. Стимулировать деятельность детей можно в любой сфере обучения, главное, чтоб это было ярко, эмоционально, необычно и, обязательно, объективно.
Список литературы.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? [Текст]/Ю.П. Азаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 422 с.
- Иванов Ю. Йога и психотренинг. Москва, «Медицина» 1992 г.
- Игнатьева Т.П. Хатха-йога для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Нева» 2003 г.
- Качашкин В. Физическое воспитание в начальной школе. Москва, «Просвещение» 1998 г.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: книга для учителя [Текст]/Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1998. – 224с.
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»// Под ред. М.В. Гализо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2, Психология образования [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 482с.
- Немов Р.С. Психология. Книга 3, Психодиагностика [Текст]/Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 630с.
- Педагогика. Учебное пособие. // Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005. – 368с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Перевод с немецкого: в 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 1998. – 160с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
Приложение 1.
Анкета уровня интереса, проявляемого к занятиям в системе дополнительного образования.
На вопросы анкеты учащиеся отвечают «Да» или «Нет», в шестом вопросе необходимо выбрать пункт а или б.
Фамилия и имя ребёнка.
- Тебе нравится заниматься в цирковом объединении?
- Ты с радостью идешь на занятие?
- Нравится ли тебе, когда занятие отменяется?
- У тебя много друзей в объединении?
- Тебе интересно на занятии?
6. На занятия ты приходишь чтобы:
а) научиться делать что-то новое?
б) встретиться с друзьями?
Количество баллов, которые можно получить за каждый ответ на вопросы анкеты.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 а | 6 б |
Да | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Нет | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
|
Приложение 2.
Анкета выявления причин, по которым участники коллектива выбрали именно это объединение.
Из предложенных вариантов учащиеся могут выбрать от одного до трех наиболее важных для них ответов.
Фамилия и имя ребёнка.
- Мне нравится заниматься любимым делом.
- Хочу развивать свои способности.
- Чтобы занять свободное время.
- Я нашёл здесь друзей.
- Мои родители хотят, чтобы я здесь занимался.
- Эти занятия помогают мне в учёбе.
- Здесь добрый педагог.
- Хочу узнать новое, интересное.
- Мои сверстники уважают меня за те успехи, которых я добился в этом объединении.
Количество баллов, которые можно получить за выбранный ответ на вопросы анкеты.
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
баллы | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
5 – 6 баллов – высокий уровень заинтересованности к занятиям.
3 – 4 балла – средний уровень заинтересованности.
1 – 2 балла – низкий уровень заинтересованности
Приложение 3.
Первичная диагностика образовательного уровня обучающихся
в детском цирковом объединении «Улыбка». Октябрь 2010 год.
№ п/п
|
Фамилия, имя. |
Год обуче-ния. | Показатели. | |||
Знания, умения, навыки. | Творческая актив-ность. | Достижения. | Мотивация к занятиям. | |||
1. | Мария | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
2. | Юлиана | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3. | Ольга | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
4. | Кристина | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
5. | Александр | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
6. | Ангелина | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
7. | Владислав | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
8. | Анастасия | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
9. | Виктория | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
10. | Андрей | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
11. | Вероника | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
12. | Евгений | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
13. | Ярослав | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
14. | Сергей | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
15. | Дмитрий | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
16. | Анастасия | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Приложение 4.
Итоговая диагностика образовательного уровня обучающихся
в детском цирковом объединении «Улыбка». Май 2011 год.
№ п/п
|
Фамилия, имя. |
Год обуче-ния. | Показатели. | |||
Знания, умения, навыки. | Творческая актив-ность. | Достижения. | Мотивация к занятиям. | |||
1. | Мария | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 |
2. | Юлиана | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 |
3. | Ольга | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
4. | Кристина | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 |
5. | Александр | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6. | Ангелина | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
7. | Владислав | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 |
8. | Анастасия | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
9. | Виктория | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 |
10. | Андрей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11. | Вероника | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12. | Евгений | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
13. | Ярослав | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
14. | Сергей | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
15. | Дмитрий | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
16. | Анастасия | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Приложение 5.
Кр… Продолжение »